Отдыхаем
Курение трубок
Книга рецептов

Библиотека
Тексты книг
Статьи о хоббитах

Галерея

        Хоббиты - неприметный, но очень древний народец; раньше их было куда больше, чем нынче: они любят тишину и покой, тучную пашню и цветущие луга, а сейчас в мире стало что-то очень шумно и довольно тесно. Умелые и сноровистые, хоббиты, однако, терпеть не могли и не могут и поныне никаких устройств сложнее кузнечных мехов, водяной мельницы и прялки. Издревле сторонились они людей, на их языке Громадин, а теперь даже и на глаза им не показываются. Слух у них завидный, глаз острый; они, правда, толстоваты и не любят спешки, но в случае чего проворства и ловкости им не занимать. Хоббиты привыкли исчезать мгновенно и бесшумно при виде незваной Громадины, да так наловчились, что людям это стало казаться волшебством. А хоббиты ни о каком волшебстве и понятия не имели: отроду мастера прятаться, они, чуть что, скрывались из глаз, на удивление своим большим и неуклюжим соседям. Они ведь маленькие, в полчеловека ростом, меньше даже гномов: пониже и не такие крепкие да кряжистые. Сейчас-то и трехфутовый хоббит - большая редкость, а раньше, говорят, все они были не очень уж малорослые. Согласно Алой Книге, Бандобрас Крол (Быкобор), сын Изенгрима Второго, был ростом четыре фута пять дюймов и сиживал верхом на лошади. Во всей хоббитской истории с ним могут сравниться лишь два достопамятных мужа древности; об их-то похождениях и повествуется в нашей хронике. Во дни мира и благоденствия хоббиты жили как жилось, а жилось весело. Одевались пестро, все больше в желтое и зеленое, башмаков не носили: твердые их ступни обрастали густой курчавой шерсткой, обычно темно-русой, как волосы на голове. Так что сапожное ремесло было у них не в почете, зато процветали другие ремесла, и длинные искусные пальцы хоббитов мастерили очень полезные, а главное превосходные вещи. Лица их красотою не отличались, скорее добродушием: щекастые, ясноглазые, румяные, рот чуть не до ушей, всегда готовый смеяться, есть и пить. Смеялись до упаду, пили и ели всласть, шутки были незатейливые, еда по шесть раз на день (было бы что есть). Радушные хоббиты очень любили принимать гостей и получать подарки, но и сами в долгу не оставались. Вероятно, хоббиты - наши прямые сородичи, не в пример ближе эльфов, да и гномов. Исстари говорили они на человеческом наречии, по-своему перекроенном, и во многом походили на людей. Но что у нас с ними за родство — теперь уж не выяснить. Хоббиты — порождение незапамятных дней Предначальной Эпо­хи. Одни эльфы хранят еще письменные предания тех канувших в прошлое древних времен, да и то лишь о себе — про людей там мало, а про хоббитов и вовсе не упоминается. Так, никем не замеченные, хоббиты жи­ли себе в Средиземье долгие века. В мире ведь пол­ным-полно всякой чудной твари, и кому было какое дело до этих малюток? Но при жизни Бильбо и на­следника его Фродо они вдруг, сами того ничуть не желая, стали всем важны и всем известны, и о них за­говорили на Советах Мудрецов и Властителей. Третья эпоха Средиземья давно минула, и мир сей­час уж совсем не тот, но хоббиты живут там же, где жили тогда: на северо-западе Старого Света, к востоку от Моря. А откуда они взялись и где жили изначаль­но — этого никто не знал уже и во времена Бильбо. Ученость была у них не в почете (разве что родосло­вие), но в старинных семействах по-прежнему водился обычай не только читать свои хоббитские книги, но и разузнавать о прежних временах и дальних странах у эльфов, гномов и людей. Собственные их летописи начинались с заселения Хоббитании, и даже самые старые хоббитские были восходят к Дням Странствий, не ранее того. Однако же и по этим преданиям, и по некоторым словечкам и обычаям понятно, что хоб­биты, подобно другим народам, пришли когда-то с востока. Древнейшие хранят смутный отблеск тех дней, когда они обитали в равнинных верховьях Андуина, между закраинами Великой Пущи и Мглисты­ми горами. Но почему они вдруг пустились в трудное и опасное кочевье по горам и перебрались в Эриадор — теперь уж не понять. Упоминалось там у них, правда, что, мол, и людей кругом развелось многовато и что на Пущу надвинулась какая-то тень и омраченная Пуща даже и называться стала по-новому — Лихолесье. Еще до кочевья через горы насчитывалось три по­роды хоббитов: лапитупы, струсы и беляки. Лапитупы были посмуглее и помельче, бород не имели, башма­ков не носили; у них были цепкие руки и хваткие ноги, и жили они преимущественно в горах, на горных склонах. Струсы были крепенькие, коренастенькие, большерукие и большеногие; селились они на равни­нах и в поречье. А беляки — светлокожие и русоволо­сые, выше и стройнее прочих; им по душе была зелень лесов. Лапитупы в старину водили дружбу с гномами и долго прожили в предгорьях. На запад они стронулись рано и блуждали по Эриадору близ горы Заверть, еще когда их сородичи и не думали покидать свое Глухома-нье. Они были самые нормальные, самые правильные хоббиты, и они дольше всех сохранили обычай пред­ков — рыть норы и подземные ходы. Струсы давным-давно жили по берегам Великой Реки Андуин и там привыкли к людям. На запад они потянулись за лапитупами, однако же, свернули к югу вдоль реки Бесноватой; многие из них расселились от переправы Тарбад до Сирых Равнин; потом они опять немного подались на север. Беляки — порода северная и самая малочисленная. Они, не в пример прочим хоббитам, сблизились с эль­фами: сказки и песни им были милее, нежели ремесла, а охота любезнее земледелия. Они пересекли горы се­вернее Раздела и спустились по левому берегу реки Буйной. В Эриадоре они вскоре смешались с новооседлыми хоббитами иных пород и, будучи по натуре смелее и предприимчивее прочих, то и дело волею судеб оказывались вожаками и старейшинами струсов и лапитупов. Даже во времена Бильбо беляцкая поро­да очень еще чувствовалась в главнейших семействах вроде Кролов и Правителей Забрендии. Между Мглистыми и Лунными горами хоббитам встретились и эльфы, и люди. В ту пору еще жили здесь дунаданцы, царственные потомки тех, кто при­плыл по морю с Заокраинного Запада, но их станови­лось все меньше, и Северное Княжество постепенно обращалось в руины. Пришельцев-хоббитов не обижа­ли, места хватало, и они быстро обжились на новых землях. Ко времени Бильбо от первых хоббитских се­лений большей частью и следа не осталось, однако важнейшее из них все-таки сохранилось; хоббиты по-прежнему жили в Пригорье и окрестном лесу Четбор, милях в сорока к востоку от Хоббитании. В те же далекие времена они, должно быть, освои­ли и письменность — на манер дунаданцев, которые когда-то давным-давно переняли ее у эльфов. Скоро они перезабыли прежние наречия и стали говорить на всеобщем языке, распространившемся повсюду — от Арнора до Гондора и на всем морском побережье, от Золотистого Взморья до Голубых гор. Впрочем, кое-какие свои древние слова хоббиты все же сохранили: названия месяцев, дней недели и, разумеется, очень многие имена собственные. Тут легенды, наконец, сменяет история, а несчетные века — отсчет лет. Ибо в тысяча шестьсот первом году Третьей эпохи братья-беляки Марчо и Бланка покину­ли Пригорье и, получив на то дозволение от великого князя в Форносте, пересекли бурную реку Барандуин во главе целого полчища хоббитов. Они прошли по Большому Каменному мосту, выстроенному в лучшие времена Северного Княжества, и распространились по заречным землям до Западного взгорья. Требовалось от них всего-навсего, чтобы они чинили Большой мост, содержали в порядке остальные мосты и дороги, препровождали княжеских гонцов и признавали князя своим верховным владыкой. Отсюда и берет начало Летосчисление Хоббитании (Л. X.), ибо год перехода через Брендидуим (так из­менили хоббиты название реки) стал для Хоббитании Годом Первым, рубежом дальнейшего отсчета. Запад­ные хоббиты сразу же полюбили свой новообретен­ный край, за его пределами не появлялись и вскоре снова исчезли из истории людей и эльфов. Они хоть и считались княжескими подданными, но делами их вершили свои вожаки, а в чужие дела они носа не со­вали. Когда Форност ополчился на последнюю битву с ангмарским царем-колдуном, они будто бы послали на помощь князю отряд лучников, но людские хро­ники этого не подтверждают. В этой войне Северное Княжество сгинуло; с той поры хоббиты стали считать себя полновластными хозяевами дарованной им земли и выбрали из числа вожаков своего Хоббитана, как бы наместника бывшего князя. Добрую тысячу лет войны обходили их стороной, и, пережив поветрие Черной Смерти в 37 г. (Л. X.), они плодились и множились, пока их не постигла Долгая Зима, а за нею страшный голод. Многие тысячи погибли голодной смертью, но уже и Дни Нужды (1158—1160) ко времени нашего рассказа канули в далекое прошлое, и хоббиты снова привыкли к изобилию. Край их был богатый и щед­рый, и хотя достался им заброшенным, но прежде земля возделывалась на славу, и хозяйский взор князя некогда радовали угодья и нивы, сады и виноградники. С востока на запад, от Западного взгорья до Брен-дидуимского моста, земли их простирались на сорок лиг и на пятьдесят — от северных топей до южных бо­лот. Все это стало называться Хоббитанией; в этом уютном закоулке хоббиты наладили жизнь по-своему, не обращая внимания на всякие безобразия за рубежа­ми их земель, и привыкли считать, что покой и довольство — обыденная судьба обитателей Средиземья, а иначе и быть не должно. Они забыли или предали забвению то немногое, что знали о ратных трудах Стражей — давних радетелей мира на северо-западе. Хоббиты состояли под их защитой и перестали думать об этом. Чего в хоббитах не было, так это воинственности, и между собой они не враждовали никогда. В свое время им, конечно, пришлось, как водится в нашем мире, постоять за себя, но при Бильбо это уже было незапа­мятное прошлое. Отошла в область преданий и един­ственная битва в пределах Хоббитании: в Зеленополье в 1147 г. (Л. X.), когда Брандобрас Крол наголову раз­громил вторгнувшихся орков. Климат и тот смягчился: былые зимние нашествия волков с севера стали ба­бушкиными сказками. Так что если в Хоббитании и можно было найти какое-нибудь оружие, то разве что по стенам, над каминами или среди хлама, пыливше­гося в музее города Землеройска. Музей этот называл­ся Мусомный Амбар, ибо всякая вещь, которую девать было некуда, а выбросить жалко, называлась у хоббитов мусомом. Такого мусома в жилищах у них накапли­валось изрядно, и многие подарки, переходившие из рук в руки, были того же свойства. Однако сытая и спокойная жизнь почему-то вовсе не изнежила этих малюток. Припугнуть, а тем более пришибить хоббита было совсем не просто; может статься, они потому так и любили блага земные, что умели спокойно обходиться без них, переносили беды, лишения, напасти и непогодь куда тверже, чем можно было подумать, глядя на их упитанные животики и круглые физиономии. Непривычные к драке, не при­знававшие охоты, они вовсе не терялись перед опас­ностью и не совсем отвыкли от оружия. Зоркий глаз и твердая рука делали их меткими лучниками. Если уж хоббит нагибался за камнем, то всякий зверь знал, что надо удирать без оглядки. По преданию, когда-то все хоббиты рыли себе но­ры; они и сейчас считают, что под землей уютнее все­го, но со временем им пришлось привыкать и к иным жилищам. По правде сказать, во дни Бильбо по ста­ринке жили только самые богатые и самые бедные хоббиты. Бедняки ютились в грубых землянках, сущих норах, без окон или с одним окошком; а тем, кто по­зажиточнее, из уважения к древнему обычаю строили себе подземные хоромы. Не всякое место годилось для рытья широких и разветвленных ходов (именовав­шихся смиалами); и в низинах хоббиты, размножив­шись, начали строить наземные дома. Даже в холмис­тых областях и старых поселках, таких, как Норгорд или Кроли, да и в главном городе Хоббитании, в Землеройске на Светлом нагорье, выросли деревянные, кир­пичные и каменные строения. Особенно они были сподручны мельникам, кузнецам, канатчикам, тележ­никам и вообще мастеровым; ведь, даже еще живучи в норах, Хоббиты с древних пор строили сараи и мастер­ские. Говорят, будто обычай строить фермы и амбары за­вели в Болотищах у Брендидуима. Тамошние хоббиты, жители Восточного удела, были крупные и большено­гие и в сырую погоду носили гномские башмаки. Но они, известное дело, происходили от струсов: недаром у них почти у всех обрастали волосом подбородки. Ни у лапитупов, ни у беляков никакой бороды не росло. Действительно, на Болотище и на Заячьи Холмы к во­стоку от Брендидуима хоббиты явились особняком, большей частью с юга: у них остались диковинные имена, и слова они роняли такие, каких в Хоббитании никогда не слыхивали. Вполне вероятно, что строить хоббиты научились у дунаданцев, как научились многому другому. Но мог­ли научиться и прямо у эльфов, у первых наставников людей. Ведь даже Вышние эльфы тогда еще не поки­нули Средиземье и жили в то время на западе, близ Серебристой Гавани, да и не только там, но совсем не­подалеку от Хоббитании. С незапамятного века видне­лись на Подбашенных горах за пограничными запад­ными топями три эльфийские башни. Далеко окрест сияли они в лунном свете. Самая высокая была даль­ше всех: она одиноко высилась на зеленом кургане. Хоббиты из Западного удела говорили, будто с верши­ны этой башни видно Море; но, насколько известно, на вершине башни ни один хоббит не бывал. Вообще редкие хоббиты видели Море, мало кто из них по Морю плавал и уж совсем никто об этом не рассказы­вал. Море морем, а даже речонки и лодочки были хоббитам очень подозрительны, и тем более тем из них, кто почему-либо умел плавать. Все реже и реже хобби­ты заговаривали с эльфами и стали их побаиваться, а заодно и тех, кто с ними якшался. И Море сделалось для них страшным словом, напоминающим о смерти, и они отвратили взгляды от западных холмов. У кого бы они строить ни научились, у эльфов или у людей, но строили хоббиты по-своему. Башен им не требовалось. А требовались длинные, низкие и уютные строения. Самые старинные из них походили на вы­ползшие из-под земли смиалы, крытые сеном, соло­мой или торфяными пластами; стены их немного пу­чились. Правда, так строили в Хоббитании только поначалу, а с тех пор все изменилось и усовершенст­вовалось, отчасти благодаря гномам, отчасти собст­венными стараниями. Главной особенностью хоббитских строений остались круглые окна, и даже круглые двери. Дома и норы в Хоббитании рассчитывались на большую ногу, и обитали там большие семьи. (Бильбо и Фродо Торбинсы — холостяки — составляли исклю­чение, как и во многом другом, например, в своих эльфийских пристрастиях.) Иногда, подобно Кролам из Преогромных Смиалов или Брендизайкам из Хоромин-у-Брендидуима, многие поколения родственни­ков жили — не сказать, чтобы мирно — в дедовских норах, то бишь наземных особняках. Кстати, хоббиты — народ чрезвычайно семейственный, и уж с родством они считались крайне старательно. Они вырисовывали длинные ветвистые родословные древа. С хоббитами важнее всего понять, кто кому родня, и кто кому какая родня. Однако же в нашей книге было бы совершенно невозможно изобразить родословное древо, даже обо­значив на нем только самых главных членов самых главных семейств — тут никакой книги не хватит. Ге­неалогические древа в конце Алой Книги Западных Пределов — сама по себе книга, и в нее никогда не за­глядывал никто, кроме хоббитов. А хоббитам, если они верны себе, только это и требуется: им надо, что­бы в книгах было то, что они и так уже знают, и чтобы изложено это было просто и ясно, без всякой пута­ницы.

Все права защищены, только не знаю кем и от кого, но все равно, да не выпадет шерсть на ваших пятках.


Используются технологии uCoz