И все, что с ними связано

 На оружие и броню

На главную

 

 

       Кинжалы


КИНЖАЛ (от араб. ханджар), обоюдоострое короткоклинковое оружие с прямым (иногда изогнутым) клинком. Кинжал ведет свое происхождение со времен неолита.
На Кавказе издавна распространены кинжалы двух основных типов: прямые и изогнутые.
Кинжалы первого типа представляют собой оружие с прямым обоюдоострым клинком, резко сужающимся к острию, короткой своеобразной рукоятью. Деревянные ножны обтянуты кожей, обычно украшаются металлическим прибором.
Стальные клинки этих кинжалов имеют лезвия, параллельные друг другу, которые к острию резко сужаются. Для усиления боевых качеств клинков их отковывают с выступающей средней частью или с ребрами жесткости, а для облегчения веса вдоль ребер делают долы. Рукояти кинжала имеют расширенное основание, удлиненную головку, узкий черен, они изготовляются из кости или рога, цельными или составными, а их загвоздки, шляпки, прокладки под шляпками и другие накладные детали делаются из металла. Нередко рукоять оковывается металлом целиком. На оборотной стороне ножен обычно имеется гнездо для подкинжального ножичка. Металлический прибор, как правило, состоит из устья, обоймицы и наконечника. Иногда ножны сплошь оковываются металлом.
Изогнутый кинжал отличается от прямого только тем, что конец его клинка изогнут. Соответственно с этим устроены и ножны. Однако изогнутые кинжалы распространены на Кавказе в значительно меньшей степени, чем прямые.
Все кинжалы кавказских народностей имеют некоторые весьма характерные различия в форме клинков, долов, рукоятей, отдельных деталей прибора. Для определения национальной принадлежности кинжала более важным является украшение или орнаментация и способ ее исполнения.
Грузинские кинжалы наряду с кинжалами обычной общей формы имеют и особую форму: клинки у них довольно короткие, клиновидной формы, рукояти имеют обычную (общекавказскую) небольшую полуовальную головку. Кроме того, на рукоятях часто встречаются низкие полусферические шляпки загвоздок с круглыми прокладками под ними, с краями, вырезанными в форме лепестков цветка, а на ножнах большое устье с обоймицей и наконечник с треугольными выступами, нередко соединенными между собой тройными фигурными полосками того же металла, пространство между которыми оклеивается кожей. Клинки грузинских кинжалов обычно украшены в средней части накладными сварочными пластинками и у пятки фигурными сквозными прорезями, обрамленными золотой или серебряной насечкой. Серебряный оклад рукоятей и ножен художественно украшен сплошным крупным растительным или цветочным орнаментом, исполненным чернью с гравировкой, нередко с позолотой и канфарением.
Хевсурские кинжалы имеют обычную грузинскую форму или же изготовляются по общекавказскому типу, сильно приближенному к грузинской форме. Детали прибора рукоятей и ножей изготовляются из латуни или железа, украшенного простейшим орнаментом, исполненным медной насечкой.
Армянские кинжалы отличаются от общекавказских лишь в деталях. Так, удлиненные головки рукоятей дополнительно видоизменяются путем вытягивания вверх их вершины, чем сильно напоминают восточную арку, а с боков головки делаются несколько углубленные вырезы — перехваты. Шляпки загвоздок имеют конусообразную, слегка выпуклую с боков форму; в других случаях — высокие цилиндрические или круглые, очень низкие, чуть выпуклые. Прокладки под шляпками загвоздок имеют также характерную ромбовидную форму. На ножнах устье, соединенное с обоймицей, и наконечник имеют небольшие треугольные выступы с краями, обрезанными наподобие восточной арки. Вершины этих выступов обычно заканчиваются большими фестончиками в форме тюльпанов. Детали прибора армянских кинжалов изготовляются в основном из стали и украшаются крупным стилизованным растительным орнаментом, нередко сочетающимся со стилизованными же армянскими надписями, исполненными золотой или серебряной таушировкой.Эти драгоценные металлы часто употребляются одновременно. У другой группы армянских кинжалов металлические детали прибора сплошь украшены мелким стилизованным растительным орнаментом, исполненным золотой или серебряной таушировкой.
Азербайджанские кинжалы отличаются от армянских главным образом орнаментом, исполненном как на самих клинках, так и на приборе. В этом орнаменте используются растительные, несколько геометризированные элементы, а также мотивы мусульманского орнамента: арки, извивающиеся ветки с редко расположенными стилизованными листками. Кроме того, сюда же вносятся переработанные элементы своеобразного широко распространенного в азербайджанском прикладном искусстве прорезного орнамента.
Дагестанские кинжалы по праву считаются лучшими на Кавказе и высоко ценятся за его пределами как по изяществу самой конструкции, так и по исключительно выдающемуся мастерству и художественному исполнению. В этом отношении вполне заслуженно стоит на первом месте кубачинская группа оружия.
Кубачинские кинжалы имеют исключительно благоприятное соотношение длины клинка с его шириной и с размерами рукояти. Помимо тонкого расчета размеров, эти кинжалы имеют некоторые отличительные особенности и в деталях: так, клинки их обычно изготовляются по так называемому лезгинскому образцу — однодольные, когда глубокий дол с правой стороны расположен несколько выше, чем дол на левой стороне. Такая конструкция обеспечивает наибольшую жесткость клинка и делает его наиболее легким. В долах, когда их делается по нескольку с каждой стороны, часто травлением наносится узор, напоминающий рисунок сварочной стали. На клинках лезгинского типа пространство между долами и лезвиями подвергается воронению в виде широких полос. Головки рукоятей кинжалов делают значительно удлиненными, несколько сужающимися к их закругленному верху или же повторяют форму головки т.н. казенного образца, принятого на русских казачьих, в особенности уставных, кинжалы пулеметных команд и артиллерийских бебутах. Металлические шляпки загвоздок на составных рукоятях делаются небольшими конусообразными или в виде многогранных пирамидок, иногда эти пирамидки изготовляются с несколько вдавленными ребрами. При этом в Дагестане вообще не принято устраивать под шляпкой дополнительные прокладки. Нижняя часть рукояти, ее головка, а также шляпки загвоздок оковываются металлом. Металлический прибор ножен (устье с обоймицей и наконечник), а также часто применяемая сплошная металлическая оковка рукоятей и ножен, сочетающаяся иногда с костяными вставками, обычно украшаются мелким стилизованным растительно-цветочным орнаментом, создававшимся в течение многих столетий златокузнецами Дагестана. Это те же самые четыре типа орнамента — тутта, мархарай, москов-накыш и сита, которые используются в Кубачах и при украшении деталей прибора или оклада оружия с длинным клинком, причем и здесь первые два орнамента употребляются особенно широко. Техника украшения К. аналогична технике украшения кубачинского оружия с длинным клинком.
Узбекские кинжалы хорошо иллюстрируют разнообразие форм кинжалов, изготовляющихся в Ср. Азии, так, например, в Самарканде изготовлялись кинжалы с прямым обоюдоострым клинком европейского типа. Их рукоять и ножны также имеют европейские элементы: прямая крестовина и башмачок, или гребень, у наконечника. Клинок украшен оброном, а прибор — росписью цветной эмалью. На клинке и приборе также воспроизведен среднеевропейский стилизованный растительный орнамент. Одним из центров производства оружия в Ср. Азии была и Хива, где наряду с местным производством клинков в большом количестве производилась монтировка (сборка и украшение) оружия, для которого использовались иностранные клинки.
Кинжалы местного производства, а также иранские и индийские клинки в хивинской монтировке украшены накладным серебром или золотом с тем же чеканным растительным орнаментом — цветы яблони, — как и все хивинское холодное оружие. При этом также широко использовались бирюза и другие самоцветы.
В Турции большое распространение имеют кинжалы двух типов: а) кинжалы с изогнутым клинком и рукоятью, с широкими плоскими головкой и основанием и тонким черенком и б) кинжалы с прямым клинком и утолщенной рукоятью.
Клинки кинжалов первого типа редко орнаментируются, но если они украшаются, то обычно золотой или серебряной насечкой у пятки с одной или обеих сторон.Рукояти и ножны их, изготовленные из дерева, обычно сплошь покрываются металлом (медь, серебро), часто с чеканным или гравированным орнаментом, иногда в сочетании с цветными камнями.
У кинжала второго типа стилизованный растительный орнамент на клинках выполняется оброном. Рукояти часто делаются из кости и местами оковываются чеканными медными или серебряными накладками, а ножны обычно сплошь покрываются тонким металлическим листом с гравированным или чеканным орнаментом.
Сирийские кинжалы по своим общим формам близки к турецким, но имеют меньшую длину и меньший изгиб клинка. В то же время ножны их отличаются резким изгибом, достигающим 180 у конца. Рукояти сирийских кинжалов более плоские с арковидным завершением. Часто рукояти и ножны отделаны металлом, украшенным своеобразным орнаментом, с вплетением в него арабских надписей.
В Иране распространены кинжалы национальной формы и кинжалы среднеазиатского типа с изогнутым клинком. Иранские кинжалы конструктивно сходны с турецкими, но они более изящны и несколько меньше по своим размерам. Их клинки имеют более резкий изгиб и на конце обычно утолщаются для усиления боевых качеств. Рукояти изготовляются из слоновой кости или темного рога, а деревянные ножны оклеиваются кожей. Прибор обычно отсутствует, даже портупейное колечко делается не всегда.
Клинки всех кинжалов, изготовляющихся в Иране, у пяты по обуху обычно украшаются золотой насечкой или гравировкой мелким растительно-цветочным орнаментом, нередко пята украшается изображением животных (излюбленная тема — лев, терзающий лань). На костяных рукоятках вырезается орнамент: стилизованные арабские надписи, военные или бытовые сцены, а кожа ножен украшается тисненным орнаментом. В другом случае рукояти и ножны сплошь оковываются металлом и покрываются растительно-цветочным орнаментом с расписной или перегородчатой цветной эмалью.
Монгольские кинжалы по конструкции сходны с мечами, делаются одинарными и двойными, но значительно короче мечей. Клинки у них узкие, длинные, обоюдоострые, с ребром жесткости, идущим вдоль всей средней части. Рукояти слегка выпуклые, в средней части простые деревянные или искусно перевитые тесьмой. Головка и нижняя оковка рукояти с крестовиной и едва заметным перекрестьем, как правило, изготовляются из стали или бронзы и украшаются по обычаю чеканным с гравировкой своеобразным растительным орнаментом с характерными круглыми клеймами монгольского геометрического орнамента. На крестовине часто изображается голова фантастического животного — дракона с открытой пастью. Ножны этих кинжалов состоят из двух деревянных полированных половинок, иногда оклеенных кожей и скрепленных металлическим устьем, несколькими обоймицами с кольцами и наконечником, которые украшаются тем же орнаментом, что и прибор рукоятей. Производство подобных кинжалов, особенно двойных, получило широкое распространение в Китае для театральных целей. Их прибор украшается в общекитайском стиле.
Японские кинжалы имеют прямые клинки, с ребрами жесткости в средней части, чем сильно напоминают клинки монгольских кинжалов, только у них нижняя боевая часть несколько расширена к концу и утолщена, а на пяте посажена металлическая ограничительная муфта — цуба.
Рукояти кинжалов обычно деревянные, закрепляются на хвостовике с помощью небольшой деревянной шпильки. Ножны также изготовляются из дерева, иногда с гнездом для подкинжального ножичка или металлической шпильки.
Рукояти и ножны японских кинжалов покрываются разноцветным многослойным лаком, инкрустируются костяными, перламутровыми и другими вставками, а рукояти, кроме того, иногда оклеиваются кожей акулы, поверх которой прикрепляются металлические детали прибора или иные фигурные накладки, имеющие чисто декоративное назначение.
Кроме того, рукояти нередко перевиваются цветной тесьмой темных тонов. Металлический прибор рукоятей и ножен также обычно орнаментируется в характерном японском стиле: военные, бытовые и мифологические сюжеты, птицы, звери, деревья, цветы, трава или небольшие пейзажи с изображением горы Фудзи-Яма.
У индийских кинжалов рукояти и клинки изготавливаются обычно из одного и того же материала — стали и булата. У других видов кинжалов рукояти вырезаются из кости, из различных сортов нефрита. По нефриту обычно режется крупный цветочный орнамент, дополнительно украшенный вставками и накладками из драгоценных металлов и камней.
Ножны у индийских кинжалов деревянные, оклеиваются кожей или тканью, устье с портупейным колечком и наконечник обычно металлические. Иногда ножны сплошь покрываются драгоценным металлом и так же, как и прибор, украшаются искусной чеканкой — растительно-цветочный орнамент со вставками из цветных и драгоценных камней.
Своеобразной формой отличаются кинжалы афридиев — одного из небольших афганских племен, живущих на северо-западной границе Индии. Клинки их кинжалов имеют листовидную изогнутую форму.
Для Африки кинжал не являлся характерным оружием, для этой цели гораздо чаще использовали копье. Тем не менее, кинжалы известны и в этой части света. Наиболее типичная форма клинка для районов Центральной Африки — листовидная, для районов Северной Африки — менее симметричная. Размеры таких кинжалов колеблются в значительных пределах, длина их клинков 200 — 250 мм.
Среди арабских племен был известен другой тип кинжала длиной около 500 мм с изогнутым клинком и вычурной рукояткой. Он служил знаком высокого положения, занимаемого его владельцем, и являлся оружием шейхов, вождей.
Кинжал на протяжении многих столетий играл роль вспомогательного боевого оружия, а также аксессуара военной или гражданской одежды. Из-за удобства ношения, несложности в обращении (для которого не требовалось обучения, как, например, обращению со шпагой) кинжал еще и в 16 — первой половине 17 вв. оставался в Европе широко распространенным холодным оружием и у военных, и у гражданских лиц. Однако с созданием регулярных армий кинжал в качестве средства вооружения не получил широкого распространения.
В России в 18 — первой трети 19 вв. Кинжалы состояли на вооружении различных казачьих частей. Твердо установленных образцов в этот период не было, поэтому оружие (в том числе и кинжалы) в основном повторяло традиционные формы и отличалось большим разнообразием в отделке.
В современных армиях кинжал конструктивно оформлен в виде съемного клинкового штыка.

Баннер


Почти все это я содрал с энцеклопедии КиМ
Используются технологии uCoz